Людям с сахарным диабетом приходится пожизненно проводить довольно сложное лечение,в связи с чем , неоходимо знание всех особенностей своего заболевания и умение самостоятельно изменять лечение , в зависимости от конкретной ситуации.Поэтому в настоящее время обучение больных сахарным диабетом является важной и необходимой частью диабетологической помощи,с этой целью создаются «школы больного диабетом», а при сопутствующем ожирении хороший эффект даёт паралельное обучение в «школе ожирения»
Целью обучения в «школе больного диабетом» является не только освоение правил коррекции терапии, предотвращения осложнений диабета, но и формирование мотивации у пациента на то, чтобы взять на себя большую часть ответственности за грамотное лечение своего заболевания.
Все рекомендации даются с учётом привычек, образа жизни , наличия осложнений сахарного диабета и направлены на поддержание хорошего качества жизни и наименьшей зависимости от заболевания.
Программы составлены с учётом правил психологии и педагогики, а так же дифференцированы в зависимости от категории больных.
Обучение больных с ИНСД и ИЗСД происходит отдельно, программы обучения детей в «школе сахарного диабета» имееют ряд особенностей и зависят от возраста ребёнка, так же определённые особенности имеет обучение в «школе сахарного диабета» при планировании беременности у женщин с сахарным диабетом и обучение в «школе сахарного диабета для беременных»,в которых могут принимать участие акушеры-гинекологи,а так же гинекологи-эндокринологи.
Основной формой обучения является групповая(чаще у взрослых), но возможно и индивидуальное(предпочтительнее у детей и проводится детским эндокринологом) обучение.
При формировании группы подбирается наиболее рациональная модель обучения( стационарная или амбулаторная).
При проведении занятий используется обучающая литература(руководства для больных, дневники самоконтроля и т.д.)
В результате обучения больные сахарным диабетом могут приблизить своё питание к питанию здорового человека , используя самоконтроль гликемии и интенсифицированную инсулинотерапию, что позволяет подстроить лечение под свой режим активности( физической, семейной, профессиональной, социальной и т.д.), т.е. сделать «диабет образом жизни» , а не приспосабливать свою жизнь под режим лечения.
Оценка эффективности программ обучения проводится по определённым параметрам:
1).Снижение массы тела( при наличии ожирения), нормализация АД,
2).Нормализация метаболических нарушений(гликированный гемоглобин, триглицериды,холестерин)
3).Частота диабетических осложнений( кетоацидоз, гипогликемии)
4).Медико-социальная реабилитация( выбор желаемой профессии,планирование семьи,организация свободного времени и др.)
5).Изменение структуры методов лечения.
Уровень знаний о диабете и умение их применять
В настоящее время обучение больных сахарным диабетом является базисом в оказании диабетологической помощи.